Объясните мне, вахтеры

Hodyut-i-hodyut-po-mytomu-tolko-gryaz-nosyut

Кто-нибудь в курсе, что в Томске проходит очередной фестиваль «Маска»? Проходит тихо и по-домашнему. «Компетентное жюри», в составе которого театральные критики, отсиживает местные спектакли, по слухам, производит профессиональные разборы… И всё это называется «фестиваль».

Объясните мне, знающие люди, разве основной целью фестиваля не является пропаганда, привлечение массового внимания к предмету фестиваля? Скрытый фестиваль — это, кажется, оксюморон. Любой театральный фестиваль предполагает широкий показ спектаклей, включенных в конкурсную программу, зрителям, которые вне фестиваля не имели возможности посмотреть постановки. То есть, думается, что это мероприятие имеет смысл, прежде всего, в том случае, когда в город привозят спектакли иногородние театры. А теперь предлагаю оценить «шутку юмора» томской «Маски» — мало того, что в смотре участвуют только местные театры, так и — ТАДАМ! — театры Северска будут играть конкурсные спектакли на СВОИХ площадках (за исключением, кажется, театра «Наш мир», но учитывая, что его спектакли будут представлены в дневное время в будние дни, этим исключением можно пренебречь)! Кто-то будет спорить, что спектакли в рамках фестиваля увидят те же зрители, что посмотрели бы их и без всяческих дополнительных затрат на организацию «Маски»?

После проведения самой памятной томской «Маски» в 2011 году томское «театральное сообщество» (кто это?) публично возмущалось как раз по поводу отсутствия в жюри профессиональных критиков, отсутствия профессиональных разборов. Поэтому жюри фестивалей в 2013 году и нынешнего состоит из театральных критиков. Аллилуйя! И вот теперь я пытаюсь представить себе и понять, получили ли томские театры то, чего так жаждали? Точнее, получили ли они вообще хоть что-то? Допустим, в ходе устных «разборов» конкурсных спектаклей критики высказывают свое жутко компетентное мнение, а дальше-то что? Театр откажется от спектакля, получившего разгромную рецензию? Нет. Мнение критиков повлияет на наполняемость зала? Нет. Всё, что вы узнаете, дорогие люди театра, это лишь отдельное мнение отдельного критика, который и сейчас посмотрел ваше творение бесплатно и вынужденно, и уже больше никогда не придет на спектакль снова и не приведет других зрителей. Максимум, этот столичный критик напишет о вашей постановке в своем блоге, но сколько томичей читают эти блоги?

Знаете, когда в 2011 году во время показа конкурсного спектакля «Банкрот» в начале второго действия председатель жюри Р.Г. Виктюк, громко обращаясь к кому-то из членов жюри, произнес: «Ну и что я тебе говорил? Лас-Вегас!», или во время спектаклей театра «Наш мир» отбивал ритм каблуком («Ну вы же видите, что у спектакля нет ритма! Кто-то же должен его задавать!»), а другие члены жюри высказывались в том духе, что «Мальчик не виноват! Он играет в рамках заданного рисунка роли. Он же не виноват, что режиссер — бездарь!» или «Я сам в семидесятых начинал в ДК железнодорожников, в кружке, так мы там лучше играли», кажется, это более ёмкая оценка томского театра, нежели подробные критические разборы.

Однако, театры хотят получить компетентное мнение о своей работе. Похвальное желание. В этом смысле, я могу понять выбор представленных спектаклей Театра Драмы — оба спектакля («Лариса и купцы» и «Анна в тропиках») поставлены главным режиссером Огаревым. Соответственно, оценка жюри «Маски» в некотором роде будет являться оценкой всего избранного курса Драмтеатра. Мне казалось более логичным и оправданным выставление на конкурс спектакля «Роман с кокаином» — даже в случае непринятия постановки критиками, у театра были бы огромные шансы получить награды в технических и актерских номинациях. Но, видимо, нынешняя «Маска» не столь привлекательна призами. ТЮЗ в конкурсной программе представлен спектаклями «Лететь…» и «Победители». Оба спектакля уже признаны на общероссийском уровне, оценка на уровне местечкового фестивальчика только очередной повод потешить тщеславие. Но не будем забывать, что и «Лететь…» и «Победители» — это разовые постановки приглашенных режиссеров, они — счастливые исключения из общей репертуарной политики театра, признание этих спектаклей ни коим образом не дает общей картины текущего состояния ТЮЗа. О спектаклях других театров, включенных в конкурсную программу, сказать ничего не могу — не видела. Это спектакли северских театров, на томских сценах их не играют.

Вот и получается, что даже меня, человека, заинтересованного театром, лишили маленького удовольствия — азартной забавы «Угадай победителей»… Тогда зачем? У кого-то есть объяснение?

Объясните мне, вахтеры: 2 комментария

    • И еще один негативный момент — когда жюри возглавляли Виктюк, а затем и Галибин, часть зрителей приходили на спектакль, чтобы посмотреть на них. А кто пойдет смотреть на Заславского?

Комментарии запрещены.