Эмигранты

000

Мне очень нравится ЗЦ «Аэлита», мне нравится что они делают уже 20 лет, ведь только благодаря им, я для себя открыл такой замечательный театральный коллектив, каким является «Первый театр» из г.Новосибирска!
В этом году на «NewF-2014″ они привезли спектакль «Эмигранты».
Попробую описать свои впечатления об этом спектакле.

r-0fKuA9gu8
Спектакль сложный: два эмигранта в полуподвальной тесной комнатушке, среди баррикад из пустых ящиков, в чужой стране беседуют, ссорятся, мирятся, встречают Новый Год, выпивают в конце концов… Полтора часа «держать» зрителя при таких условиях очень трудно, но ребятам это удалось на 100% — БРАВО! Очень здорово работают ящики в качестве декораций — из них выстраивается что угодно: стол, стул, кровать, эшафот… Музыка замечательная, всегда в тему — ни разу не было диссонанса с происходящим на сцене, удачное звуковое оформление, но, как мне кажется чуть-чуть «не выстрелил» шум того, что происходит наверху: хотелось бы, чтобы невнятный шум благополучия вдруг как-то «вошел» в ситуацию внизу, в подвале, но этого не происходило — просто временами был слышен «тот» мир, а хотелось бы взаимодействия миров… Ну да ладно, это — мелочи, честное слово!
uvJwMeHJ_fY
Lc0-YuPxSwQ
VVQznpO0GUs
Актеры блестяще работали, мне очень понравилось, невзирая на непрерывное щелканье фотоаппаратами… Какая-нибудь серьезная сцена, человек решается на самоубийство, а тут — с 3-х углов: «ЩЕЛК! ЩЕЛК! ЩЕЛК!»… Боже,как это раздражало! Неужели нельзя как-то убирать этот звук на фотоаппарате?! КАЖДУЮ минуту кто-то щелкал, невзирая на предупреждение перед спектаклем… Спрашивается — зачем предупреждение?! :-( Вот это, кстати, наверное, единственный серьезный негатив для этой постановки.
Lgzeu4bvtfo
Так о чем я? Ах, да, о работе актеров. Работа великолепная, все-таки выворачивать изнанку человека, обнажать его — непростая задача. Тем более при ТАКОМ тексте! Польский драматург Славомир Мрожек написал эту пьесу в далеком 1974 году, когда люди ехали от преследования, от вездесущих коммунистических «органов» на Запад, но и там им чего-то не хватало… Что странно — она актуальна! Потому что политические коллизии в конкретной данной постановке — просто фон для человеческих переживаний, взаимоотношений героев, их эволюции, деградации, взаимных провокаций… Хотя, к чему удивляться своевременности пьесы? Эмиграция в России сейчас достигла космических масштабов, «поравалить» — уже давно грустная шутка, а скорее и не шутка вовсе… Но мы вернемся к спектаклю! Непростой, иногда весьма непростой текст! Как его выучили актеры? Загадка!… :-) Однако выучили и строили диалоги легко, с эмоцией и отношением! Браво!
8PZ58ySINFk
И все-таки… И все-таки лично для меня этот спектакль не стал таким же великолепным, как «Армандир» или «Убийца»… Почему — вопрос сложный, но попробую сформулировать…
Сценография — прекрасна! Мизансцены — хороши! Игра актеров — великолепна! Но что-то вызывает некое отторжение… Понятно, что вызывает неприязнь, когда более умный и образованный эмигрант начинает провоцировать своего товарища, всячески его морально унижая, но в то же время он пытался как-то создать «праздник из ничего» для этого же человека в новогоднюю ночь… Понятно, что цель его — понятна: «Пусть учатся, пусть вырастут людьми. И будет это прекрасная, настоящая школа, и все будет прекрасное и настоящее… Работа даст хлеб, а закон — свободу, потому что свобода станет законом, а закон — свободой. Разве не этого мы хотим, разве не к этому все мы стремимся? А если у всех нас общая цель, если мы все хотим одного, тогда что же мешает нам создать такое доброе и разумное общество. Ты вернешься и никогда не будешь рабом. Ни ты, ни твои дети…» Понятно, что он подтолкнул своего друга (друга ли?) к петле, но он же его оттуда вынул, понятно, что все люди такие — не бывает просто хороших людей или просто плохих — всего намешано во всех… ВСЕ ПОНЯТНО!!! Но что-то свербит где-то в области сердца… И, вот спустя 10 дней, я наконец сформулировал для себя, что это такое «свербит»… :-)
DXORKAmOgFI
_04MPk2iQU8
Я не смог полюбить, принять главных героев этой пьесы, в отличии от «Армандира» или «Убийцы». Не получается у меня их принять. Они мне ОБА не нравятся! Один — классический «куркуль», пашет, как вол, зарабатывая деньги для семьи, в то же время живет бесплатно, «нахаляву», за счет более образованного друга (друга?), как оказалось — «диссидента». Причем — и заработал уже достаточно, и даже успел болезнь неприятную приобрести, ан — нет, не едет домой! «Еще! Еще! Еще немного заработать!». Если ты действительно любишь семью — ты должен быть рядом с ними, а иначе — я не понимаю! Зачем тогда вообще деньги, зачем работать в 2 смены? Зачем это тогда все?! Заработал денег — всё! Бегом в аэропорт за билетом! Бегом! Пока тебя дети еще помнят…
8l1c2Kmq2Xs
Hc3yGzOc7Tg
Второй — непростой человек, умный, образованный, пишет книгу об «идеальном рабе», изучая как раз своего соседа, презирает его и жалеет, провоцирует, унижает и дарит подарок в новогоднюю ночь… И вроде, в финале, даже смог вызвать в своем «объекте исследований» презрение к деньгам (ненадолго, но все же!), разбудить его чувство собственного достоинства… Но каким способом? Его сосед, доказывая ему (и самому себе — в первую очередь) рвет с таким трудом заработанные деньги, потом, увидя клочки на полу вместо дома в родном селе, решает повешаться. «Диссидент» его отговаривает, успокаивает и вроде как даже собирает уцелевшие банкноты… И вроде, как все здорово — человек перестал быть рабом, т.е. нет «идеальных рабов», всегда можно достучаться до его «человечности», но радоваться не получается…
atvlCwzKb0A
q3TI1QvP3KU
Потому что именно такие «носители добра» построили то самое адское советское государство, которое пытались «скопипастить» в Польской Народной Республике образца 1974 года. Потому что я искренне убежден, что не надо человека подвергать мукам, чтобы он «стал лучше», «человечнее». Воспитание: книги, образование, фильмы, музыка- да! Все что угодно, но до суицида доводить не надо! Потому что подошедший к этой черте человек, как мне кажется, в другой раз ее может переступить или толкнуть туда кого другого… Призывы «Режь буржуев!» на стенах панельных домов г.Томска образца 2014 года, как мне кажется, появились там именно потому, что кто-то настолько стал «свободен» от «мещанского сознания», что стал «свободен» и от сострадания, человеколюбия и милосердия…
Как-то так…
JUKiQAx-Blo
9SYbBune6Aw
Резюме — спектакль замечательный, а к драматургу вопросики остались…
P.S. Фотографии взяты из страничек вконтакте (1,2) и сайтов (1,2).