Год 2007… Ананасы в шампанском…

Восполняю давний пробел — выкладываю полноценный пост об одной нашей постановке 2007 года — «Ананасы в шампанском», автор — Алексей Войтович, режиссер — Лимарев Денис. Скажу от себя — мне очень приятно вспомнить эту постановку: стихи, костюмы, танго, романсы под гитару и фортепиано … Нам было интересно, нам было хорошо! 8-) Сейчас я бы, наверное, эту пьесу поставил совсем по-другому. Но это уже неважно! Получилось ХОРОШО!… Мне кажется, именно с него ВСЁ началось по-взрослому, с кастингом актеров и нервными репетициями, спорами и подбором музыки, танцами и всем-всем прочим… 8-)

«Ананасы в шампанском. Монологи о любви» — так назывался спектакль, при работе над которым в 2007 году у нас возникло самоощущение ТЕАТРА и появилось название «Оксюморон». Содержание в целом понятно из названия – любовь в эпоху Серебряного века. При этом главные герои не принадлежат к цеху поэтов. Она – революционерка, он – жандармский ротмистр. А Игорь Северянин, Анна Ахматова, Константин Бальмонт и другие, произносимые с восторженным придыханием имена, здесь служат лишь яркими декорациями, в которых разворачивалась вечная история. По сути – это одноактная пьеса, история в реальном времени. Сорок минут на то, чтоб дать переоценку своим убеждениям, своей жизни, вернуть, потерять, и снова вернуть любовь…

О других подробностях начала деятельности нашего сообщества и подготовки к спектаклю читайте в интервью журналистов газеты «ТАКТика» с автором (2007 г.).

Собственно, вот оно:

Мне есть, что сказать людям.  Интервью с Алексеем Войтовичем.

Ротмистр Владимир Михненко (Алексей Войтович).

Владимир (Алексей Войтович).

Тактика. — Алексей, как ты понимаешь, поводом к интервью стал нашумевший поэтический спектакль «Ананасы в шампанском или монологи о любви», приуроченный к 8 Марта, в котором ты не только сыграл одну из ведущих ролей, но и выступил в качестве сценариста. Для тех, кому не довелось присутствовать на премьере, напомним, что действующими лицами являлись многие известные деятели Серебряного века. Как возникла идея этого спектакля? И почему именно эта тема?
АВ. – Тема спектакля – Любовь – навеяна жизнью, и 8 Марта – лишь повод напомнить о том, что она всегда будет править миром, потому что без любимого человека мир теряет смысл. А идея сделать местом действия кафе «Бродячая собака» не моя, она возникла у Дэса (Лимарева) и Аньки (Князевой). Едва Дэс поделился мыслями и набросками, я откинул планы постановки одной классической пьесы (сто лет ждала – еще подождет), и с радостью ухватился за любимую эпоху — модерн, Серебряный век — время торжества женственности. Да и Анька всегда была неравнодушна к этому периоду с его немым кино. Судьба поэтов меня волновала в меньшей степени, поэтому в сценарии так много невозможных допущений и неточностей. Весь этот бомонд служит в пьесе лишь фоном, на котором разворачивалась вечная история. Просто в жизни наших главных героев сыграли роль не безвестные люди, а «король поэтов» Игорь Северянин, Анна Ахматова, Константин Бальмонт.

Владимир Маяковский (Денис Курашко) и Лиля Брик (Марина Величко).

Владимир Маяковский (Денис Курашко) и Лиля Брик (Марина Величко).

Т. — Алексей, в 2003 г. ваша команда уже ставила спектакль по мотивам пьесы “Каменный гость”. Ты играл в обеих постановках. Как тебе нынешний спектакль в сравнении с прошлым?
АВ. — Начну с того, что тогда мы поставили именно «Каменного гостя», а не пьесу по мотивам. И то, что в последней части позволили себе посмеяться, повеселить публику привнесенными репликами и действиями, никак не повлияло на ход и смысл пьесы. Сравнивать трудно. «КГ» — это проверенная временем и освященная авторитетами классика, и одно это не позволяет отзываться о ней непочтительно. А главное, — она очень ценна для нас. Это была наша первая фундаментальная постановка (импритинг!), были легендарные репетиции под фонарем на заснеженной пл. Южной, и т.п. Однако «Ананасы в шампанском» получились грандиознее, сильнее, глубже. Еще при написании сценария было ясно, что ничего подобного мы не делали. Одна только вложенная энергетика актеров отодвигает «Гостя» на второй план (последнюю неделю репетировали каждый день, в т.ч. шесть часов подряд – 8 марта; «с нуля» поставили все танцы – вальс, танго, фокстрот). Надеюсь, что спектакль задал дополнительный импульс творческой мысли нашего доблестного клуба, сценаристам, режиссерам, актерам.

Александра (Анна Князева).

Александра (Анна Князева).

Т. –Почему в спектакле по Серебряному веку главная мужская роль – не поэт, а жандармский ротмистр Михненко? И почему именно ее ты выбрал для себя?
АВ. – Так получилось. Изначально, под девизом «Дорогу молодым!», ни я, ни Анька, не хотели главных ролей. Но по мере написания сценария ротмистр казался мне всё более знакомым, а когда вставил в его слова два стихотворения, которые хотел прочитать сам, окончательно понял, что отказаться от этой роли не смогу. Кроме того, в финальном монологе мой герой произносит слова, которые хочу сказать я как автор сценария. Что же касаемо самой сложной роли – главной героини, то мы с Дэсом не сомневались, что Анька, с ее сценическим опытом, отлично справится.

Сергей Есенин (Александр Герульский).

Сергей Есенин (Александр Герульский).

Т. – Логично вытекает вопрос: кто из исполняющих роли тебе особенно понравился?
АВ. — Вопрос, скорее, следует адресовать режиссеру, не сценаристу. По-моему, актеры поняли и приняли предложенные роли (легких ролей не бывает – бывают плохо прописанные или плохо понятые). Работа была проделана огромная, что особенно радует с учетом количества задействованных лиц, среди которых немало дебютантов (Чему мы все несказанно рады). Каждый искал информацию о своем персонаже – о Бурлюке, Ходасевиче, Северянине, Саше Черном, об эпохе вообще. А ведь актеры – в основном, студенты-технари, — даже половины этих имен раньше не слышали (ни в коем случае не ставлю им это в упрек). Я счастлив, что собралась такая труппа (мы же кастинг устраивали!) без которой, конечно, ничего бы не вышло, и любой, даже самый гениальный сценарий был бы бессмысленным текстом. Люди вложили не только время и труд, но и душу. Если же говорить об отдельных актерах, рискуя перечислить всех, то нельзя не отметить Михаила Двоскина, сыгравшего буфетчика (поверьте, трудно органично вписаться в действие, когда твои выходы определяются не сценарием, а реальным ходом событий); Шурика Федотова (мог сыграть и ротмистра Михненко, но зато какой Бурлюк получился!); Дениса Курашко, соответствовавшего своему герою – Маяковскому; хрупкую, нежную Маринку Глущенко в образе Цветаевой, читающей трогательное стихотворение о снежинке, и, конечно же, невозможно переоценить игру Аньки Князевой.

Марина Цветаева (Марина Глущенко).

Марина Цветаева (Марина Глущенко).

Т. — Публика приняла спектакль на одном дыхании, не шелохнувшись, аплодировала под занавес стоя. Актерская команда ожидала такой реакции? Не было опасений, что спектакль не поймут?
АВ. — Определенные опасения, конечно, были. Во-первых, публика ожидала чего-нибудь легкого, а водевиля-то и не было. Во-вторых, у нас всё-таки специфический зритель, и существовала опасность, что наш зритель увидит – как в «Каменном госте» – не дона Гуана, Лепорелло и дона Карлоса, а играющих их Войтовича, Дэса и Макса. И если б такое случилось, вина бы лежала только на нас – значит, плохо играли. Но мы взяли эту планку. Не заметить благожелательность публики мы не могли, и на банкете у нас был отдельный тост за зрителей.

Игорь Северянин (Сергей Сергиенко), Давид Бурлюк (Александр Федотов), Федор Сологуб (Федор Татарский), Владимир (Алексей Войтович).

Игорь Северянин (Сергей Сергиенко), Давид Бурлюк (Александр Федотов), Федор Сологуб (Федор Татарский), Владимир (Алексей Войтович).

Т. – Однако, хотя все дружно отмечали, что “было необычно”, некоторые прохладно приняли постановку. Анализируя спектакль, постфактум, скажи, не стоило ли сделать действие проще, понятнее, или просто динамичнее?
АВ. — Проще – нет! Нельзя профанировать сцену! Она требует определенного уровня. Мы в 2003 г. начали поиски материала после того, как появилась возможность сыграть на настоящей сцене, потому что «Каменный гость» невозможен в 312-й аудитории радиокорпуса ТУСУРа. И наоборот, попытки перенести на сцену скетчи формата 312-й аудитории приводят к плачевным результатам. В т.ч., и к тому, что часть публики всегда уходит с представлений. Динамичнее спектакль тоже вряд ли бы удался. У нас же история разворачивалась в реальном времени. Сорок минут на то, чтоб вернуть, потерять, и снова вернуть любовь – из этой канвы делают сорокасерийные фильмы, но может не хватить всей жизни.
Т. — И напоследок, будешь еще заниматься разработкой нетривиальных сценариев?

Константин Бальмонт (Александр Кривчук).

Константин Бальмонт (Александр Кривчук).

АВ. — А я никогда не занимался тривиальными сценариями. Позволю себе напомнить, что я выступил новатором в театральной традиции клуба. Сейчас уже трудно поверить, но еще шесть лет назад представления были строго разграничены по половому признаку: 23 февраля готовили только девушки, 8 марта – только мужики. В 2002 г. с моей подачи впервые в 8-мартовской постановке участвовали девушки… Если же это вопрос о творческих планах, то хотелось бы поставить-таки столь давно ожидаемый публикой мюзикл (оперетту), например, по классике – «Евгению Онегину» (где главная роль будет у Ольги Лариной), «Капитанской дочке», «Имя розы» Умберто Эко (шутка), или вывести на сцену мечту всех женщин – мужчину, совершенно теряющего от них голову — Всадника без головы. Так что «я жив еще», и мне еще есть, что сказать людям.

Трактирщик (Михаил Двоскин).

Трактирщик (Михаил Двоскин).

P.S. Материалы спектакля:

1. Текст пьесы (в формате doc).

2. Видеосъемка спектакля (в формате avi — 1,4 Гб.).

3. Фотографии Алексея Долматова (архив 33,2 Мб.).

4. Плэйлист спектакля (архив 65,1 Мб.).

5. Программка спектакля (в формате pdf).

Год 2007… Ананасы в шампанском…: 9 комментариев

  1. Утонул в воспоминаниях…
    ОСАДИ НАЗАД!!!)))

  2. А я-то как… Ведь все эти годы я не мог всего этого забыть, надеясь, что пройдет время, и меня отпустит.. Так, как тогда, за эти годы не писалось ни разу…

  3. Мне кажется, вопрос в ТЕМЕ… Серебрянный век, Бальмонт и Маяковский, тема революции и России до 1917 года, тебе БЛИЗКИ… Нам тоже… 8-) Может, просто, надо найти ТАКУЮ ЖЕ тему? 8-)

  4. Дэсик, спасибо что напомнил. Мое ощущение от той постановки: первый и последний сбалансированый спектакль, когда у меня получилось играть качественно и в свое удовольствие. До этого не хватало качества, после удовольствия, а совсем после и качества и удовольствия. А главное коллектив работал как группа исследователей, которые жадно изучали историю своих персонажей и делились своими «находками».

  5. Вопрос в теме… Мне кажется, «Куба» — такая же тема. Но что-то не доработал(и)

  6. на форуме Tomskfoto к последней фотографии есть чрезвычайно приятное мнение (не про фототехнику): «…Приходит на ум: «Дни Турбиных», «Хождение по мукам»…»

  7. Заметьте, это не я пиарю Tomskfoto.ru, а Дэс.

Комментарии запрещены.