Ликбез по свету, или как не стать упырем. Часть 2.

преломление света.

Авторы: Ольга Арефьева, Мария Деева.
Перепост отсюда: часть 1, часть 2.

Пульт

Мария:
И вот наконец пульт! Как правило — pilot2000. Устройство простое в обращении, обладающее минимальным количеством функций и склонное к самовыражению. Т.е. если вы точно знаете, что при нажатии кнопки «6» весь вечер загорались зеленые фонарики сбоку, то это вовсе не означает, что в какой-то момент она не включит красные сверху. Так что автоматизация процесса путем записи программ крайне нежелательна. Тем более, что все они, как правило, заняты под вечернюю дискотеку. Берем бумажку и пишем расшифровку к каждой кнопочке с примечаниями типа «западает, не горит, иногда стробит само». Если вдруг клуб является счастливым обладателем приборов, которые можно направить с пульта (например движущиеся «головы»), то выясняется, что статический свет ими никогда не делали. Они привыкли бегать по залу. Но джойстик на пульте умер в первую неделю активной дискотечной работы, а стрелочки — ничего, но их кто-то поменял местами. Хочешь влево — двигай правую. Несчастный фонарь мечется по стенам, бару, полу сцены и т.п., и, наконец, выясняется, что туда, куда нужно, он не дотягивается потому что его по ошибке повесили наоборот… Или потому что сцену только вчера решили перенести в дальний угол. Креативно направляем куда-нибудь, типа на барабаны, и молимся, чтобы он не начал красиво мигать всеми стробилками и гобами при смене цвета. Включаем пульт, опять берем бумажку и пишем, на какой кнопке какой прибор, а чаще всего — группа приборов. Принцип, по которому создаются эти группы, до сих пор неизвестен. Например, одной кнопкой включается три прибора разного цвета, направленные: один в центр сцены, один на пол (непонятно зачем), а еще один — на зал. Так что уже много лет интересно, кто и из каких соображений закупает именно такие комплекты приборов в клубы, развешивает их вот так, и почему никогда нет минимального набора сменных фильтров. Почему световой пульт — это такая штука, на которой что-то нажимают все, кому не лень, и он чаще всего находится в полумертвом состоянии через месяц использования. Почему это несчастные pilot 2000-пульты, пригодные для дискотек и утренников в школах, стоят не только в дешевых клубах-кафе, но и в приличных местах. Изменить ситуацию невозможно. Значит, остается только перенаправить приборы так, чтобы использовать их с минимальным ущербом для общей картинки, заменить фильтры, чтобы в группе все фонари были одного цвета и, иногда, почти не нарушая технику безопасности, сделать так, чтобы особо криминально расположенные временно «сломались». Очень приятно, что нас, таких инициативных, много, и прошлым выступающим тоже пришлось что-то перевесить. Переделываем и доделываем друг за другом, не оставляя записок и не возвращая в исходную позицию. Смотрим на зал и понимаем, что из 70 приборов, указанных в райдере, 15 не работают, 30 направлены на зрителей потому, что танцевать веселее, когда светится надпись на майке, а по стенкам бегают разноцветные пятна. Еще штук 20 висят группами и перенаправить их очень сложно, они дают слабый заливочный (общий) свет на сцену. Причем в них стоят давно и хорошо прогоревшие фильтры, и даже если удается заставить одновременно работать фонари одного цвета, он получается грязновато-размытый. Так что фильтры лучше всего возить с собой.

Приборы, которые все-таки дают очерченное пятно света и могут быть направлены на артистов, как правило, висят где-то сбоку или прямо перед носом на недостаточной высоте. Картинка получается плоская, без четких теней. Хорошо, если фонарь этот можно направить с пульта (см пункт о стрелочках и джойстиках) и цвет в нем меняется автоматически. Такое счастье случается редко. Как правило — берем стремянку (40 минут выясняем, где ее взять, кто за нее отвечает и кому дать денег, чтобы разрешили залезть без документа о том, что тот, кто лезет –электрик ). Электрик клуба всегда «сегодня не работает», «через час будет», «вчера выпил и не полезет». После этого отыскивается доброволец, готовый включать с пульта направляемый прибор, пока его крутят, снимают фильтр (не всем идет зелено-серый свет на лысину) и т.п. Главное, чтобы не нажали еще что-нибудь… В процессе длительного кручения и переворачивания горячего работающего фонаря (если выключить — не видно куда светит) выясняется, что висит он не той стороной. Так что не хватает ровно 5 сантиметров и на носу (лбу, правом глазу) освещаемого — выразительная фингалообразная тень. При этом пятно прибор дает широкое и засвечен пол (стена, угол комбика, рекламный плакат бара). (найти иллюстрацию)

Пятно и заливка.

Световые приборы делятся на два основных типа: заливку и споты (пятна). Они радикально отличаются по своим функциям. Заливка по определению заливает всю сцену. Она широка и беспредельна. При неумелой развеске (т.е., как всегда) она осеняет собой все: и обшарпанный пол, и постороннее техническое барахло в углу, стены, и потолок, и кулисы, и край сцены.

Ее цель — создать атмосферу, общий колорит, поэтому заливка, как правило, цветная. В идеале она освещает только рабочее пространство сцены, но делает это равномерно. Поэтому заливные фонари работают группами, объединенными по признаку цвета. И внутри группы должны быть развешены так, чтобы, скажем, синим, было все, а не только угол. Заливка располагается сверху. Иные расположения заливки дают удивительные серо-буро-малиновые сочетания с рисующими прожекторами. Например, лоб и щеки красные, а шея, челюсть и скулы зеленые. Брр-р. О цветах поговорим позже подробнее. Заливка всегда слабее рисующих! Ее главное достоинство – густота. Синий, фиолетовый, красный, марджента (пурпур), стально-голубой (циан, в просторечье – «чахотка») — должны быть однозначными и прекрасно-насыщенными. Попытки применять заливку в качестве рисующего заведомо обречены, но повторяются в каждом клубе. Именно с этого и начинается «настройка» света местным сотрудником, желающим сразу ее и закончить. Освещенный лишь заливкой и ничем больше человек приобретает покровительственную окраску окружающего его монохроматического мира и пропадает как мимикрирующий жучок в лугах.

Человека надо обязательно выхватить из этого цветного благолепия. Делается это световым прибором, освещающим ровно объект искусства, скажем, солиста Большого театра. Прибором желательно все-таки линзовым (он не создает грязно-серого пятна, как ПАР).

Типы приборов.

Приборы, дающие пятно, делятся на безлинзовые («ПАРы») и линзовые (споты). Безлинзовые, разумеется, дешевле. Но они дают менее яркое и значительно более расплывчатое пятно, которое невозможно регулировать по размеру. Размер пятна меняется исключительно в зависимости от расстояния до артиста, и чаще всего определяется один раз: когда прибор намертво вешают. Тут уж или повезло, или сами догадайтесь. Слишком близко – музыкантам жарко. Слишком далеко – прибор постепенно перерождается по функции в заливку. Тем не мерее, ПАРы – достаточно недорогой и хороший инструмент в умных руках (если они есть) для малобюджетного клуба. Только их надо повесить сверху — чуть сбоку, не слишком далеко, и добиться, чтобы не светили на задник и кулисы. Их же можно использовать в качестве контровых, тогда проследить, чтобы не светили зрителям в глаза, зато попадали на затылки музыкантам. И поддымить воздух для объема.

Лирическое отступление: раньше я доверяла, когда клубы писали, что у них висят ПАРы – старый добрый театральный прибор не подведет. Но нет, изобретательность производителей световых приборов родила нового монстра – светодиодный ПАР. Эта гадость характерна тем, что вместо луча нормальной лампы она светит мозаичным набором цветных светодиодов. Цвет можно менять с пульта, выводя одну из групп светодиодов. Все бы хорошо, но свет у этого прибора 1. крайне тусклый 2. отвратительных оттенков 3. очень широкий и неконкретный, даже на близком расстоянии засвечивает все вокруг. Абыдно, что даже маркировка не выдает светодиодный ПАР. Например, по запросу ПАР-36 я нашла в интернете десяток совершенно разных приборов. Хотя вообще-то у светодиодного фонаря бывает значок LED. Подробнее нашла тут. Линзовые приборы тоже бывают довольно недорогими (хотя дорогие, конечно, лучше). Их мощность варьируется в пределах киловатта-500 ватт-300 ватт. Киловатт, как показывает практика, для малых помещений – это слишком. Жарко, пересвет, и предельная нагрузка на электросеть. Лучше взять 500 или чуть поменьше. Повесить, повторяю, над сценой и чуть впереди.

Лирическое отступление 2. Не существует стандартного набора света для сценической площадки. Каждый выдумывает что может. Но всему есть предел. Например, я до слез была тронута, когда мне гордо сообщили о наличии в качестве сценического света светильников потолочных R-60. Пробиваем поисковиком – и что видим? Эта влагостойкая и термостойкая писюлька стоимостью в 143 рубля предназначена для подвесных потолков. http://www.resanta.ru/content/prices/index1628-1371.html Десятка таких хватит, чтобы было светло в ванной и туалете. Но при чем тут сцена? «Головы» или «умные головы» это движущиеся, дистанционно управляемые прожектора. Они позволяют в процессе концерта использовать и легко менять выстроенные заранее световые программы для всей сцены. Голов, сканеров, зеркальных сканеров, ручных пушек и прочего существует великое множество самых разных ценовых категорий. Они меняют цвет, направление и иногда яркость, а также картинки внутри луча («гобо», они же трафареты).

Мария:
В идеале для придания пятну формы существуют гобы. И функция должна быть у пульта, а не у народного умельца с ножницами, стремянкой и т.п. хотя герои в маленьких театрах выстригают из фильтров или фольги даже логотипы. Самые поганые сканера – дискотечные комплекты приборов с тусклым светом противных оттенков, которые бегают по заранее заданным программам, лишенным всякого смысла на концерте. Если, скажем, удается поймать и зафиксировать программу в тот момент, когда один из приборов все-таки светит на лицо солисту, то все остальные фонари светят веером в десяток совершенно ненужных мест. Хозяева клубов — счастливые обладатели таких комплектов гордо считают, что «у нас есть свет», абсолютно не стремятся вытирать у них пыль на зеркалах (это же на стремянку лезть надо!), менять тускнеющие лампы (они же дорого стоят) и считают задаваками людей, спрашивающих абсолютно глупые, по их мнению, вещи – например, «чем будем освещать солиста?» или «где у вас контровой?»

Далее следуют (на нашем сайте): часть 1 и часть 3.