Ликбез по свету или как не стать упырем. Часть 1.

Авторы: Ольга Арефьева, Мария Деева.
Перепост отсюда: часть 1, часть 2.

Ольга Арефьева

Ольга Арефьева

Мария Деева

Мария Деева

Да будет СВЕТ!

О концертном свете, и не только.

От авторов:
Мы постоянно имеем дело со светом и световиками на разных сценических площадках в разных городах. Я — в качестве певицы, Мария – в качестве световика. И так у нас наболело, что обе написали по статье про свет — одновременно и почти не сговариваясь. Каждая – своё. Прочитав творения друг друга, мы решили соединить оба текста (а то кто будет читать две статьи?). Получилась перекличка. Каждая наша строчка выстрадана, за каждую заплачено — нет, не кровью, и даже не слезами и соплями. Но многими нервами и тяжелой борьбой с энтропией. Ведь энтропия, перефразируя профессора Преображенского, она не в клубах, она в головах. Мы искренне надеемся, что этот текст кому-то поможет что-то понять. Ну или хотя бы немного повеселит вас! Ведь если не смеяться, будет совсем грустно. К счастью, есть и хорошие площадки с работающим правильно развешенным светом и вменяемыми светооператорами. Но любой выезд в незнакомое место или на гастроли – всегда испытание судьбы и нервов. Иллюстрации найдены навскидку поиском в интернете. Авторов фото, названий площадок и имен изображенных музыкантов (они-то совсем не причем) мы сознательно не указываем. Просьба никому не обижаться. Ситуации, описанные в тексте, типичны, в них хоть раз побывал каждый, кто выступает на сцене. Иногда картинка, точно выражающая часто встречающуюся световую ошибку, не попалась под руку. В таких местах оставлены примечания вроде «найти картинку». Будем рады, если вы дополните нашу статью. Обо всем рассказать в одном материале невозможно, принимаются дополнительные вопросы и разумные поправки. Текст будет доделываться и получит постоянное место на сайте ark.ru Мы хотели бы, чтобы его прочитало как можно больше народу, поэтому приветствуем кросспост.
Ольга и Мария

Что такое свет?

Мария:
Свет — это такая штука, которая нужна для того, чтобы было видно, что происходит на сцене. Иногда при помощи него хочется сделать так, чтобы смотреть на это было интересно. И вот тут-то и начинаются разнообразные приключения. У каждой группы есть звуковой райдер. Со световым несколько хуже. В ходе общения с клубом директор, менеджер зала, официант или любой другой человек, не имеющий никакого отношения к осветительской работе, сообщит вам по телефону: «свет у нас нормальный. Все работает» или «что-то там висит». Если, после длительных переговоров, световой райдер клуба все-таки присылается, то в нем ВСЕГДА отсутствует схема расположения приборов, тип пульта и информация о том, что исправно. Никто и никогда не пишет заранее, работают приборы группами или отдельно, и не включены ли они в одну фазу со звуком так, что гудит все и громко.

Ольга:
Чаще всего световая будка находится где-то в конце зала под потолком (кстати, обычно оттуда видно не совсем то, что увидят зрители), и не оборудована никакой связью со сценой. Приходится свои тихие просьбы к находящимся на сцене (встать туда-то) оглушительно орать через весь зал. Если в это время, как обычно, настраивается звук, то не слышно вообще ничего. Изредка выручает мобильный телефон (несмотря на то, что на гастролях все участники в роуминге) или рации охранников, если те добрые. Сорванный голос световику обеспечен в любом случае (а мне еще потом и петь целый концерт).

Мария:
На то, чтобы настроить свет, никогда и никто не выделяет отдельного времени. Просто не считают нужным. Так что все это странное действие происходит под оглушительный грохот, и основные усилия уходят на то, чтобы убедить уважаемых участников хотя бы 5 минут побыть на сцене одновременно и на своих местах. Большинству из них абсолютно не важно, насколько эстетично они выглядят. Зато очень нужно, чтобы было не жарко, видно ноты (тетрадку, бутылку с водой, воон ту примочку, соседа справа, любимую девушку в 8 ряду), чтобы ничего не мельтешило перед носом и чтобы не пахло дымом. Отдельное счастье — обладатели тонкого художественного вкуса, которые обожают надевать для работы на концерте яркие футболки с мелким рисунком, удобные кеды, белая подошва которых светится на весь зал в любом фонаре, металлические блестящие часы, которые прекрасно и радостно пускают зайчиков в глаза всей левой половине зала и другие интересные вещи, доставляющие радость световику. Иногда концерт сопровождается перфомансом, когда, например, предполагается осветить все синей заливкой и любоваться, как кто-нибудь танцует со свечкой, фонариком, светоотражателем, веером или другим локальным источником света. В этот момент самым ярким предметом оказывается…белая футболка барабанщика, надпись на которой непроизвольно пытаются разглядеть все зрители.

Ольга:
Увы, музыканты (в большинстве своем люди аудиальные) в визуальном смысле иногда бывают неразвиты до дремучести. В результате на сцене мы видим артистов, одетых в футболки с надписями, которые зрители вынуждены читать весь концерт, обутых в огромные белые кроссовки (ну и что с того, что играешь при этом, скажем, на скрипке), сцену, густо заваленную шнурами и примочками, белыми листами с крупно написанными программками, уставленную бутылками хорошо если с водой, на каждой из которых завлекательная этикетка. Если еще подобный дефект визуальной чувствительности имеется и у хозяев площадки, то на фоне висят отсвечивающие баннеры с рекламой неведомо чего, свет хаотично и взволнованно бегает по всему пространству зала, не делая разницы между сценой и зрителями.

Мария:
Интересно, что большинство групп не возражают против странного мигающего и бегающего дискотечного света во время их выступлений. Световики клубов очень удивляются и обижаются на просьбу выключить зал. Может быть, действительно, основное шоу должно происходить не на сцене? В любом клубе на зрителей направлено больше приборов, чем на артистов. Статический свет, да еще и в нескольких вариантах, как обычно говорят, «не создает драйва и нужен только для театра». Не знаю.

Ольга:
Приезжая выступать в какой-нибудь город, видишь бедственный свет и нарываешься на непробиваемое: «У нас все так выступают, и всем нравится!». Если ты не хочешь, чтобы из тебя делали упыря, реагируют с раздражением – «ишь, звезды!». Хорошо помню, как в краснодарском клубе на просьбу показать, что там со светом, местный так называемый «световик» щелкнул ОДНИМ рычагом и повернулся ко мне спиной, явственно показывая, что разговор окончен. «Светом» оказались 4 дешевых галогеновых «лягушки» (приборы широкого охвата и мертвого синеватого оттенка, предназначенные для освещения архитектурных излишеств на улице и витрин не с продуктами). Лягушки были художественно расставлены ВНИЗУ вдоль сцены и через одну украшены то пурпурным, то фиолетовым фильтром.

Попытка дальнейшего разговора вызвала явное раздражение мастера художественного свиста света. Похоже, его давно и сильно достали всякие, которые тут ходють. Примечание: организаторы гастролей занимаются общими вопросами, а конкретные работники концертных площадок – как правило, совсем другие люди. Также помню клуб в Пскове, где нам не удалось обнаружить ни одного прибора, который бы светил направленно. А освещать в лоб широким охватом окружающие стены и потолок, экран позади, непонятные двери прямо со сцены и мусор и склад посторонних частей аппаратуры на сцене — мы не хотели. В результате освещали концерт синим экраном пустого проектора, а рядом с нашими лицами на старых стойках от барабанов и микрофонов наприкрепляли скотчем стаканчиков со свечами. Получилось готичненько, вроде похорон, не могу сказать, что нам понравилось. Самое обидное, что приличный свет даже в крайне бедном месте можно сделать очень малыми средствами. Вплоть до бытовых ламп! Только помнить, что они светят во все стороны сразу, а нужно ограниченное пятно. Поэтому их можно закрыть с боков – это можно сделать фотофольгой или даже длинной жестяной банкой. И свет должен быть разумно расположен. Да, мы знаем, что в некоторых институтах культуры учат осветителей, но на местах встречаемся все больше с людьми, которые «экспериментируют на кошках» (то есть на нас). Или вообще не экспериментируют, а просто забили на все. Предлагаю каждому, кто хочет хоть что-то понять в вопросе, сделать маленькую лабораторную работу. Возьмите 1. любой световой прибор (пойдет настольная лампа) 2. фотоаппарат (пойдет и тот, что в мобильнике), но только без вспышки 3. любого голого (шутка) человека, согласного побыть моделью. Освещайте лицо человека с разных сторон и фотографируйте тоже с разных сторон. Это выглядит так: поставили лампу – обошли вокруг и сняли со всех основных точек. Переместили лампу. Снова обошли и сняли. Не забудьте залезть на шкаф стул и снять оттуда. А также залечь под диван на пол и снять оттуда. Между делом заметьте и как ведет себя фон, какой свет до него долетает, а какой нет, какие возникают взаимоотношения между ним и моделью, как выявляется или гасится его фактура. Что будет если светить не на модель, а вообще куда-то в сторону (что-то все-таки получится!). Что будет, если свет бьет прямо в камеру. Что будет, если модель частично загораживает свет, который бьет прямо в камеру. Потом, наконец, вместе с моделью рассмотрите внимательно свои фотографии и не подеритесь сделайте выводы. Эксперимент можно и нужно в дальнейшем усложнять, применяя более одного источника света, делая узкие и широкие лучи, используя простые лампы, которые светят «солнышком» — во все стороны, и лучи, собранные в параллельный пучок системой из линз. Дальше можно поэкспериментировать с разными цветами и сочетаниями цветов, попробовать разные виды и типы фонов (фоном может быть не только что-то плоское, но и вообще все что угодно – решетки, конструкции, даль голубая) поварьировать расстояния от объекта до фона поосвещать фоны под разными углами и с разной яркостью. Это интересное занятие займет у вас не так много времени, но, обещаю, вы узнаете много интересного.

Мария:
Главная тайна — это принцип, по которому выбирают световиков для работы в клубе. Чаще всего их там просто нет, и техник сцены, звукооператор (крайне недовольный тем, что его отвлекли на эту фигню), арт-директор или девушка (помогающая другу на полставки «я вообще-то тут недавно, только включать умею») могут показать, где находится пульт. Иногда все-таки обнаруживается штатная единица — осветитель Великий и Ужасный, который тут же сообщает, что программы стандартные, после вас — дискотека и менять ничего нельзя. И вообще, включили вам белый заливочный свет – радуйтесь. Далее начинает перечисляться список групп, которые так работали и не пищали. Либо активный фанат своего дела…как правило — юный неформал, который программы писать еще не умеет, но усвоил, что при нажатии двух кнопок одновременно лампочки красиво мигают, а «головы» истерически бегают по залу, слепя зрителей. Такой сотрудник очень ревностно относится к своей работе и употребляет выражения типа «концепция шоу», «играть со светом», «статика-отстой» и «нужно действовать по настроению». Битва за пульт занимает от 20 до 50 минут, и разрешения записать программы, а не пользоваться каждой кнопкой отдельно, добиться не удается никогда.

Итак, ликбез.

Ольга:
Природа устроила так, что свет в основном падает на лицо от солнца. Солнце находится на небе сверху, но светит под очень разнообразными углами, в зависимости от своего расположения на небе. Крайним является положение, когда солнце садится за горизонт, то есть лучи строго горизонтальны. Снизу на лицо солнце не светит никогда, кроме случая, когда человека подвесили за ноги на дереве, как Буратино на краю поля чудес.

Кроме того, существуют разнообразные естественные отражения – от земли, песка, травы, гор (частный случай — стены). Свет от основного источника складывается с отраженным, но отраженный свет ВСЕГДА слабее. Получается более мягкая картинка, в которой тени менее резки, так как они заполнены отраженным светом, но они есть, потому что основной свет сильнее. Вот эти разновидности света и являются психологически комфортными и нормальными для человеческого глаза. Поставьте человека на сцену и очертите мысленно полушарие над ним. Снизу оно заканчивается плоскостью на уровне его глаз. Разделите полусферу на части «впереди» и «позади» человека. Свет, расположенный позади, называется «контровой». Четверть сферы, которая впереди человека и выше него, – это пространство, где могут находиться рисующие источники света (иными словами, психологически выполняющие функцию солнца). Они более яркие, чем заполняющие. Заполняющие могут располагаться и ниже глаз модели, но они всегда слабее рисующих!

Далее следуют (на нашем сайте): часть 2 и часть 3.