Ликбез по свету, или как не стать упырем. Часть 3.

Авторы: Ольга Арефьева, Мария Деева.

Перепост отсюда: часть 1, часть 2.

Нужное и лишнее.

Световое пятно чаще всего круглое, а человек-нет. А значит, прибор все же захватывает немного лишнего. (Пока что мы не рассматриваем т.н. «профиля» – дорогостоящие приборы с двумя линзами внутри, которые дают параллельный пучок световых лучей и позволяют специальными рамками (профилями) придавать пятну любой размер и форму.) Итак, у нас имеется пятно круглое (точнее, овальное). Надо внимательно присмотреться, что там, в прихваченном лишнем? Выпьем же за то, чтобы там не оказалось кучи шнуров, частей рекламных баннеров, бутылок с водой, чехлов от инструментов и забытой осветителем телогрейки стремянки.

Мария:
У меня был случай, когда световую настройку внезапно резко закончили и тут же выключили свет на сцене. В результате забытые техником БЕЛЫЕ рабочие перчатки художественно пролежали весь концерт на колонке. Этого не знал никто из артистов, зато видели все зрители.

Ольга:
Но следите, чтобы лишними не оказались, например руки (певца) или ноги танцора. Голова, кстати, тоже не лишняя (извините, но некоторые этого не понимают). (найти иллюстрацию) Ноги певца, кстати, как правило, можно не освещать. Он ими обычно ничего специального не делает, зато их окружают распорки стойки от микрофона, коробки мониторов и многочисленные неэстетичные шнуры. Так что романтически берем чуть выше (колена или талии – в зависимости от скромности).

Пушка.

Мария:
Человек — такое странное существо, на которое красиво светить сверху. Чтобы он был виден без искажения пропорций. Почти везде присутствующая световая пушка, стоящая на одном уровне с человеком, не всегда с возможностью смены цвета и изменения размера пятна, управляемая отдельным студентом-энтузиастом, который истерически гоняется ей за артистом, пригвождая его к сцене или стене и засвечивая много лишнего — устройство дорогое, сложное, громоздкое и почти бесполезное.

Ольга:
Положение света «точно в лоб» постоянно используется осветителями. Оно делает исполнителя плоским, приклеивает к фону и проецирует на его лицо выразительную тень от микрофона.

Ка-а-а-а!...

Каа...

Почему световики все же продолжают упорно светить в лоб? Все просто, они купили в свой клуб световую «пушку» с ручным управлением и в низком и узком помещении не придумали ничего лучше, как установить ее на пол прямо напротив сцены. Аналогом пушки по свету является вспышка говномыльницы. Фотографии, которые получены с ее помощью, ярко иллюстрируют, почему не надо светить в лоб.

Цивилизованный выход из этой ситуации таков: устанавливать пушку на втором ярусе помещения, если он есть (балкончики, галереи, просто повесить высоко на стену, направить на солиста перед концертом и больше не трогать). Ни в коем случае не точно в лоб, а сместиться влево или вправо примерно на 45 градусов. Нет не Цельсия и даже не крепости спирта. Если второго яруса нет, то просто сместить пушку вбок на любой промежуточный угол, старательно избегая крайних положений под кодовыми названиями «в ухо» и «в лоб». Если узко и вбок смещаться тоже некуда, то за каким фигом вы покупали эту пушку используйте ее только как дополнительный свет вдобавок к основному. Положение источника «точно в ухо» называется «прострел».

Обычно используют одновременно два прострела, в оба уха. Я не люблю прострелы, так как они дают темную область ровно посередине лица. (найти иллюстрацию) Прострелы могу использоваться как дополнительный свет или в особых художественных целях, но у них есть еще недостаток: они часто засвечивают противоположную кулису. А для зрителя это — совершенно лишняя информация.

Контровой.

Мария:
Иногда на сцене люди танцуют или жестикулируют. Очень хочется, чтобы при этом был виден четкий графичный силуэт без смазанных движений и смутной тени. Для этого и нужен контровой фонарь. Это то, чем светят СЗАДИ а лучше всего — СВЕРХУ И СЗАДИ. В клубах такая редкость встречается раз из ста. Если и висит, то неправильно, засвечивая пол. И там, куда уже со стремянкой не подлезть. Не на колени барабанщику же ее ставить.

Ольга:
Контровой свет имеет своей целью дать объем происходящему на сцене и провести четкую грань между искусством и туфтой. Притом, эта тема действует подсознательно и безошибочно именно на людей, которые никогда в жизни не задумывались о свете. По законам психологии, они всегда проецируют свое ощущение на артиста, и только на него. Поэтому человекобукашка, приколоченная лобовым светом к близкому ободранному заднику – это ВСЕГДА самодеятельность и десятый эшелон, играй ты на гитаре хоть 20-ю пальцами со скоростью пулемета. А тот же человек, помещенный в красивое пространство, заполненное сзади контровым светом и дымом – явление искусства.

Цвет

Ольга:
У световых приборов имеется собственный цвет, собственно, лампочки – белый – чуть желтоватый (теплый) или синеватый (холодный). Можно и нужно применять для лица теплый белый цвет в чистом виде. Несколько синеватый, «накрахмаленный» цвет дорогих сканеров и пушек тоже в целом неплох. О цвете дешевых сканеров с горечью умалчиваем (да там часто и нет белого почему-то). Белый прекрасен как рисующий в основных прожекторах. Он сочетается с абсолютно любой цветной заливкой. Итого, мы уже имеет два цвета на сцене – белый рисующего прожектора и цвет заливки. На мой взгляд, большего количества цветов одновременно на сцене и не нужно. Ну кроме редкого случая создания сложной композиции на очень большой сцене – скажем, передний план с солистом в луче и заливке одного цвета + задний план с танцорами кордебалета в другом цвете. Для лица также с некоторой натяжкой можно применять желтый цвет, голубой, лучше конечно, голубо-стальной («чахотку»).

Мария:
На пульте этот цвет обычно обозначен, как циан и отличается тем, что к нему очень сложно подобрать не мусорную заливку, хотя он и хорош для освещения лица и рук. Очень мало оттенков одежды в нем выглядят прилично.

Ольга:
Все же для лица лучше брать не чистые цвета, а соединяя с белым от другого источника. Если все же руки чешутся навтыкать в картинку максимум разных цветов, то стоит все же выбирать сочетающиеся цвета. Например – синий+ фиолетовый+белый. Синий + голубой. Ну или красный+желтый. Белый уже тут как-то неуместен. Рисующий прожектор на лицо можно сделать и цветным, но лучше все же ненадолго. Человек с синим и, тем более, зеленым лицом выглядит упырем, как замечательно ни пой.

В общем, свобода творчества тут возможна лишь в узких рамках. Но есть сочетания концертных цветов, которые, на мой взгляд, за гранью добра и зла. Например, зеленый с красным. Зеленый с пурпуром. Красный с синим. И все это на человеческом лице…

Мария:
Именно эти сочетания очень любят молодые и активные световики, натренировавшиеся на эмо и других ярко-клетчатых группах. Подобное изменение цветовосприятия характерно для людей, употребляющих тяжелые транквилизаторы или «кислоту». Может быть световик хочет усилить восприятие концерта, чтобы зрители находились в другой реальности?

Ольга:
Когда включают все сразу цвета, то получается картинка под кодовым названием «Карамель» (или «Радуга»).

Задник

Ольга:
Типичной в клубах является ситуация, когда размер сцены микроскопический, поэтому артисты плотно прижаты к задней стене, а над ними еще и нависает низкий потолок. Это значит, что крайне актуальной становится задача «отрыва» изображения от задника. Ее можно решить, повесив приборы специально так, чтобы они светили на артистов, и совсем не попадали на задник. Это значит, приборы должны быть на потолке. На том самом, низком, который можно задеть рукой. Но тут возникают разные «у нас там вешать не на что». Вместо этого хозяева клуба начинают лупить артистам светом в лоб, прилепляя их к стенке как сушеных бабочек.

Отдельной саги заслуживают задники. В классических советских залах, в изобилии сохранившихся в филармониях, при институтах, городских организациях это такие мелкие белые волны. Как правило, в этих залах все казенное, свет тоже, и повешен он завхозом исходя из наибольшей экономности. Поэтому не удивляемся, встретив сцену, освещенную лампами дневного света на потолке и больше ничем. Просто стараемся не выступать в таких залах. Решить проблему привозом света со стороны, скорее всего, не удастся, либо это влетит в такие деньги, что аренда зала покажется детским лепетом. Дело не только и не столько в цене световых приборов. Вопрос, на что их повесить? В зале нет креплений, значит, надо везти и монтировать разборные металлические фермы (эстетический эффект от их присутствия — на любителя). Потом разводить километры шнуров. Заодно искать, куда все это добро воткнуть, немолодая электросеть может вовсе не обрадоваться. И, разумеется, это будет одна фаза со звуком, поэтому световые наводки украсят ваш звук непрерывным жужжанием.

Настоящим бедствием в клубах является белый экран, который очень любят вешать на заднюю стену сцены, решая таким образом проблему задника. Белый экран оттягивает на себя внимание и сильно замусоривает пространство тенями и отражениями приборов.

Мария:
Восприятию концерта очень не способствует «борьба чудовищ» (гигантские тени на заднике) или дискотека абстрактных линий на фоне.

Мария:
Остаются мелочи — неубираемые белые экраны на заднем фоне, неисправные дым-машины, которые не включаются дистанционно, и приходится кидать удлинитель, чтобы человек-включатель не выглядел полноправным участником концерта, сидя в углу сцены. Хотя бы до лесенки провод дотянуть… Особенно приятно искать, куда воткнуть этот удлинитель. В свет — мощности не хватает, в звук — фонит и гудит, в бытовую розетку в баре — не все рады, да и тянуть далеко. Но даже если дым-машина заработала, в ней есть жидкость, и она наконец-то прогрелась, включать ее можно очень выборочно, потому что звук, которым сопровождается возникновение дыма…специфичен и неприличен.

Партитура.

Ольга:
Какие бы ни были приборы, в идеале на каждую песню концерта (или каждую сцену, скажем, спектакля или рок-оперы) должен выстраиваться свой отдельный свет. В жизни музыканта все выглядит скромнее – из того, что есть, сочиняется несколько «базовых» картинок и затем они чередуются световиком под настроение или (гордо) по световому сценарию (партитуре). Сложность создания партитуры состоит в том, что музыкальные группы чаще всего не выступают ежедневно на одном и том же месте (Бродвейские мюзиклы не в счет). Поэтому на гастролях стоит задача успеть выстроить свет непосредственно перед концертом, во время звуковой настройки. И, разумеется, независимо от того, выполнили организаторы световой райдер или нет.

Мария:
Световые эвфемизмы:
«прибор не зуммируется»= это огромное пятно с пола или занавеса убрать нельзя.
«все программы уже заняты»= запиши на листочек 30 комбинаций из 3 кнопок и учись нажимать их быстро.
«пульт иногда подглючивает»=когда научишься — запомни, что слишком быстро нажимать нельзя или будет дискотека.
«вот это иногда слегка шумит»=свет и звук на одной фазе. Если что выключится, то вместе.
«приборы работают группами»=когда светишь на солиста, рекламный плакат в углу тоже видно.
«он иногда перегревается»=часто не включай — погаснет.
«еще не прогрелось»=на концерте тоже включится с 3 песни.

Список используемой терминологии:
Головы — такие приборы, которые умеют вертеться и светить разными цветами и закорюками.
Гобы — закорюки и узорчики на световом пятне.
Строб — мигалка. Имеет определенный темп. Желательно попадать в песню. Стробом желательно не злоупотреблять.
Фильтры- цветная пленка, которой закрывается фонарь для изменения цвета. Заливка – общий фоновый свет.
Zoom – изменение размера светового пятна.

Световые кошмары.

1) концерт сборный, и свет на всех общий;
2)концерт сборный, и в общей бардовско-заливочной теме нужно как-то осветить перфоманс или танец единственным свободным фонарем;
3) концерт посвящен празднику или юбилею, и вся сцена богато украшена символикой (шариками, портретами, плакатами), цветовая гамма которых никак не согласуется с концепцией номера. А заранее о таком организаторы не предупреждают;
4) концерт все еще сборный, и на сцене находится группа местной самодеятельности, которая сидит там и на чужих номерах в одежде неадекватных цветов, зато освещенная 8 фонарями из 11;
5) на концерте ведется съемка и зал освещен наравне со сценой. Так, что зрители постоянно отвлекаются на блики лысины соседа слева, а сценическое освещение выглядит грязным из-за отсутствия контраста;
6) концерт, как всегда, сборный, и к группе неожиданно присоединяется встреченный в коридоре друг-артист (подпеть, сплясать, подыграть). Майка на нем в полосочку, стоит он там, где его не достать ничем, потому, как не репетировал.

Вы световик, если:
Носите с собой изоленту, перчатки и отвертку даже в гости.
У вас одежда без рисунка.
У вашей обуви резиновая электроизолирующая подошва.
Вы можете по выражению лица опознать электрика в любой организации.
Вы не боитесь высоты.
Вы думаете, что темп — для стробов, а не для ритм-секции.
Все ткани одежды вы делите на прозрачные и непрозрачные.
Из всего концерта Мадонны вы помните только как блестела ее юбка.
Любое светлое пятно вам кажется экраном.
Вас раздражают жесты, которые человек делает близко от своего лица, так как они не читаются, а тени мерзостные.
Вы любите группы, в которых мало участников.

Ольга:
О свете для чайников (сайт музыкальной студии средней школы). Информация не самая современная, но еще актуальная. И очень хорошо изложенная, спасибо неизвестному учителю. (Там у них что-то не то со ссылками: везде в адресах страниц перед www автоматически вставляются какие-то цифры. Можно вручную стирать цифры в адресной строке, тогда страница грузится).

Конец.

Далее следуют (на нашем сайте): часть 1 и часть 2.

Ликбез по свету, или как не стать упырем. Часть 3.: Один комментарий

  1. Немного грузанулась)
    но написано весьма поучительно и весело))

Комментарии запрещены.