Звукооператорская работа

Начало:

В первую очередь для меня встал вопрос, в каком формате написать эту статью?! Хотелось поделиться своими личными впечатлениями, эмоциями от работы звукооператором. Статья тем, кому интересно мое мнение. Однако, эмоции одно, а опыт – дело совсем иное. Тем паче, что есть планы о подготовке нескольких спектаклей одновременно. Соответственно, каждая постановка со своим актерским составом и своим звукооператором. Дефицита актеров у нас никогда не было. А вот людей, работающих со звуком, помимо меня, к сожалению нет. Так пусть мои записи станут, в том числе, неким напутствием начинающему звукорю. Ведь дело это не такое уж и простое, как может показаться на первый взгляд. Но в тоже время, и ничего сложного. Итак.

С чего начинается.

Первые репетиции со звуком. Ничего не понятно совершенно, особенно, что касается сценария. Если актеры хоть как-то его читают заранее (имхо, хотя не факт), я же впервые вижу сценарий непосредственно на репетиции. Сюжет не ясен, действующие лица путаются, смысл спектакля ускользает. И во время репетиции вникать в суть происходящего, просто нет времени, т.к. следишь за звуком. Разобраться за одну репетицию с музыкой практически нереально. Хотя последнее СД это опровергает. Там было очень мало репетиций, и очень много музыки. Тем не менее, все получилось. Часто бывает, что смысл происходящего доходит далеко не сразу (кто и почему так себя ведет, какая-то сюжетная связь между чем-то). Где-нибудь репетиции с 3-4ой начинаешь вникать в идею сценариста. Прям как открытие. Бац! О, нифигасе, так вот зачем это! Далее.

Составление плэйлиста.

Подборкой музыки занимается, как правило, режиссер. И это казалось бы отлично. Что проще, музыку за тебя всю подбирают, порой даже переименовывают и в сценарии прописывают, что когда включать. Но…есть у этого одно важно «Но». При подборке музыки рассматривается, как правило, несколько вариантов. Например, сначала стояла одна песня, потом вдруг пришла гениальнейшая мысль — поменять ее на другую. А потом мысль совсем ушла, и песню совсем убрали. Тем не менее, вся удаленная из сценария музыка никогда не удаляется физически. Мало ли что, вдруг пригодиться. В итоге, до звукаря доходит флешка с «готовой» музыкой. И тут обнажается то самое «Но». Сколько там этой самой музыки, какая из нее для спектакля, зачем столько папок. И что это за названия такие: «01.  — », «4jh3f59i.mp3» или это «ỠẁضїђљҜЂ΅Ǽĩæå×Þ¿☻»??? Какой это язык, албанский, марсианский? Все это известно одному лишь режиссеру, или кто там составлял эту музыку. Но чья это проблема? Правильно – звукооператора. В связи с этим всем настоятельно рекомендую не экспериментировать с кодировками, если возникают сложности с кириллицей – пусть все будет на латинице. Надо быть аккуратным при скачивании музыки с Интернета. Опять же из-за названий, и не только. Вместе с любимой песней можно накачать пачку вирусов в подарок по новогодней акции. Или нарваться на платные сервисы, регистрации и прочее. Но это уже не наша тема…

Названия треков можно начинать с порядкового номера (01-Начало.mp3, 02-Разговор Батисто и Марты.mp3). И обязательно сохранять в проигрывателе плейлист. Тут тоже есть некий нюанс. Например, при копировании папки с музыкой файл плейлиста может не открыться. Тут надо либо тонко понимать адресацию данных, либо второй вариант — не использовать носители, а брать с собой ноутбук. Причем, лучше чтоб ноутбук на репетициях и на премьере был один и тот же. Чтоб все было привычно. Помню, на каком-то СД на звуке был ноут с Вистой и с единственным проигрывателем Windows Media. А Виста тогда для всех была в новинку. Ох и намучились тогда звукари.

Про софт. И это не только проигрыватель, коих существует огромное множество. Звукарю нужны еще и программы для работы со звуком. Тут ограничений никаких. Можно брать все что угодно. Лишь бы были доступны определенные возможности: обрезать трек, изменить уровень громкости, менять формат. От всяких изощренных форматов надо отказываться. Т.е. все файлы CDA, MIDI, или что еще хуже AAC, RAW и др надо переделать в тот формат, который 100% будет проигрываться. Как резать треки и менять формат, думаю, всем понятно. А вот что за уровень громкости. Ну например, нужна была минусовка какой-нибудь песни, но нашлась она только в формате MIDI (такие звуки, как на 8-ми битовой приставке Dendy). И проигрывается она как-то странно. Все песни нормально, а эта минусовка рвет колонки своими звуками. Можно конечно выкручиваться громкостью, в буквальном смысле выкручиваться. А можно заранее подготовиться, и понизить уровень громкости особенно громких песен, или наоборот повысить у тихих. Надо только аккуратно, могут возникать при этом лишние шумы, или песня может смазываться. Тут только экспериментировать. В качестве проигрывателей я использую Winamp, Foobar или AIMP. В последнем есть еще и полезные утилиты для звука. Еще хорошо бы иметь рабочий SoundForge. А если надо что попроще – Absolute MP3 Splitter или что угодно другое. Лишь бы работало. Как я уже говорил, ограничений тут нет. В проигрывателе должна быть возможность использования горячих клавиш. Обязательна возможность отключения всего звука вообще. Могут мешать системные звуки (извлечение флэшек, вирусы, ик, Bluetooth и прочее). Самое сложное – следить за уровнем громкости. Не следует обрубать музыку, т.е. не включать и не выключать на полной громкости. Надо сначала убрать громкость в ноль, потом включить следующий трек и вывести громкость на нужный уровень. Если звук длительное время не нужен, значит надо убрать его совсем, чтоб колонки не жужжали, или чтоб микрофоны не зашкалило. Как манипулятор громкости удобно использовать колесико мышки. Но это лишь громкость самого проигрывателя. А есть еще громкость системная. Ее никогда не надо ставить на максимум. А последняя и самая, наверное, нужная – это уровень усилителя или самих колонок. Но все зависит от ситуации и от аппаратуры. Классно конечно сидеть за профессиональным пультом, где все под рукой. Пример, Театр для детей и молодёжи в Кемерово, где мы выступали на фестивале. Просто божественная операторская.

Ответственность. Технические портаки (звук, свет, микрофоны) зритель не прощает. В то время как актер может забыть слова, импровизировать, даже читать по бумажке. Зритель поймет, обидеться, но поймет. А вот косяки со звуком не прощаются. Они настолько резко врезаются в сознание, что совершать их ну просто не допустимо. К тому же помимо зрителей, звук может мешать и актерам. Им и так волнения хватает. Что же делать, если во время выступления возникли технические проблемы. Главное не паниковать, но в то же время решение надо найти быстро. Если возникают заминки на сцене, можно включить ненавязчивую мелодию на фон. Чтоб зрителя не смущала тишина. И всегда музыка должна быть в тему. Скажем, во время исторического спектакля супер-хит от Билана будет не к месту. Но заминки могут быть не только на сцене. По каким-то причинам звук пропал и необходимо время, чтоб его вернуть. Хорошо если на сцене просто диалоги, а если песня, или танец? Тут надо как можно скорее наладить звук. И кстати такие моменты можно заранее проработать с режиссером.

Еще пару слов про флэшки. Они хоть и кажутся надежным носителем информации, по сути, являются очень хрупкими и чувствительными. Поэтому всегда лучше иметь резервную копию музыки скажем на другой флэшке. И туда же, кстати, можно скинуть и проигрыватель, который не требует установки (Portable-версия). В крайнем случае, музыку можно будет играть прям с него без установок и копирований. И надо проверять, толи ты скинул. А то были обидные случаи (КТФ на СД 2008), когда музыка вдруг не играет, в плейлисте есть, а на самом деле нет.

А вообще, работа со звуком – чертовски интересное занятие. Как приятно провести спектакль, не допустив ни единого косяка. Приятна благодарность актеров и режиссера, положительные отзывы зрителей или критиков с фестиваляJ. Просто нравиться вся эта работа. Кому-то интересно играть, кому-то писать сценарии, ну а моё место за звуком. Так что спасибо всему театру за то, что не иссякают ваши идеи, и не скудеют помыслы. Всегда буду рад помочь.

Звукооператорская работа: 10 комментариев

  1. ФердипердЁзно!!!
    В начале вообще поржал, там где «с чего начинается»)))))
    Спасибо, наконец-то узнали КАКОВО ЭТО из слов Самого Великого и МогуЩего Андрюхи…который Ч, конечно же!))))
    Ну про в конце высказанные надежды — за нами не заржавеет урожай на весну будет богатым на работу!))) Так что, готовься, Андрюха!

  2. Какой живенький текст на техническую тему. Да у вас талант! :)

    > Как резать треки и менять формат, думаю, всем понятно.
    Зря ты так думаешь :) Вовсе не понятно :)

  3. Кстати, отличный логотип. Может пришло тебе время открыть настоящую студию звукозаписи? ;-)

  4. > Как резать треки и менять формат, думаю, всем понятно…
    А кому не понятно и вдруг понадобиться — так я всегда готов объяснить
    До собственной студии мне расти, как вам до Большого Театра (шутка разумеется) :)

  5. Молодец, Андрюха!!! А трэки я порезать могу, если чо…

  6. Андрюха — респект и уважуха! ОЧЕНЬ интересная и полезная статья,с ОГРОМНЫМ удовольствием ее почитал, много что для себя открыл впервые, класс — СПАСИБО!!! 8-)

  7. как же это важно! вот эти мелкие и вроде незаметные нюансики, которые делают профи профи!)
    Андрюха! ценный материал!
    а на мастер класс по резанию я бы пришла)периодически возникают проблемы
    классно когда в театре есть люди,которые развиваются на глазах!
    встречайте-лучшее достояние Оксюморона на Белом слоне-звукооператор Андрюха Че!

  8. Присоединяюсь, отлично!
    Причем, некоторые вещи прямо или косвенно касаются (о чем упомянуто) не только режиссера, но и сценариста(текстовика).
    Я, кстати, тоже с техникой-программами не в ладах, трэки резать не умею. А звук и свет мне понадобится…

  9. Хорошую темку затронули — техническое решение спектакля!:)
    Как-нибудь соберусь с мыслями, подготовлюсь и расскажу вам про свет в театре!
    Художники по свету иногда шутят в театрах, что ученье- свет, а неученье- звук ;)

Комментарии запрещены.